Генетика крупного рогатого скота (часть 2)

28-01-2012, 14:05

При полном доминировании в фенотипе животного наиболее часто проявляется только признак одного из родителей, а рецессивный признак не влияет на фенотип. Однако такая форма наследования не единственная, есть и другие формы взаимодействия между аллельными генами.
Можно привести многочисленные примеры так называемого неполного доминирования, когда потомству передается в большей степени признак одного из родителей.
Исследования в области генетики привели к открытию еще одного типа взаимодействия аллельных генов — сверхдоминирования, при котором признак у потомства выражен в более сильной степени, чем у исходных родительских форм. Эта форма взаимодействия лежит в основе гетерозиса, когда гетерозиготные особи в определенных условиях среды превосходят родителей по крепости конституции и жизнеспособности.
В связи с развитием иммуногенетики стал известен и такой тип взаимодействия аллельных генов, как кодоминирование. В этом случае каждый из аллельных генов влияет на развитие соответствующего признака.
Дальнейшее изучение процессов наследования признаков привело к открытию сцепленного наследования разных признаков, т. е. когда некоторые признаки, определяемые сцепленными генами, наследуются вместе. Показано, что большинство признаков обусловлено не одним, а одновременно несколькими генами. При изучении влияния нескольких пар генов на развитие определенного признака в фенотипе выявлено несколько видов взаимодействия неаллельных генов: новообразования, комплементарное действие, эпистаз и полимерия.
При изучении наследования ряда признаков было выявлено, что некоторые гены оказывают одновременное влияние на развитие нескольких признаков. Это явление получило название плейотропии.
Очень распространенная форма взаимодействия генов — совместное действие на развитие одного и того же признака. Признаки, которые развиваются при одновременном воздействии на них нескольких или многих генов, называются полигенными или полимерными. К ним относится большинство количественных признаков, по которым ведут селекцию крупного рогатого скота (молочность, жирномолочность, белковомолочность, масса, мясные качества и т. д.).